Олеся КУЧЕРЕНКО, "Комсомольская правда в Украине". Фото с сайта tramvaj-kafe.kiev.ua — 12.02.2010
- Уехав из родного дома, он отправился на учебу в Константиновский кадетский корпус Санкт-Петербурга, а потом и в Михайловскую артиллерийскую академию, - рассказала «КП» Лидия Ливинская. - Но военное дело его мало привлекало. Еще во время учебы Федору посчастливилось побывать на практике на заводах Финляндии. Тогда он и задался целью передачи электроэнергии на расстоянии.В 1870 году Пироцкий разработал проект передачи электроэнергии через две машины и железный провод, укрепленный телеграфными изоляторами на деревянных столбах. По выходным он совершенствовал свои опыты на практике, гоняя паровые машины на заброшенных железнодорожных путях возле Петербургского порта.
В 1879 году Федор Пироцкий предоставляет властям Петербурга проект разработки городского трамвая, которым должно двигать электричество, а не кони. Интересными были его доводы: «Электрическая конка сильная, быстрая, надежная. Ей не нужны конюшни, и она не оставляет гноя на улицах. А главное - электрика будет стоить дешевле, чем овес и сено».
- Но питерские олигархи стали стеной против трамвая, ведь они вложили все свои капиталы в конку и еще не отбили затраты, - вздыхает Лидия Архиповна. - Зато умелые немцы воспользовались трудами Пироцкого. Братья Сименсы на одной из выставок продемонстрировали электрический «поезд» с отдельным локомотивом и двумя платформами для пассажиров. Сначала их экипаж использовался как аттракцион и мало напоминал трамвай. Но главное, что энергия к двигателю подавалась по схеме, расписанной украинцем в международном «Инженерном журнале».
Первые трамваи Российской империи появились в Киеве
Первая в мире трамвайная линия была открыта в 1881 году в одном из пригородов Берлина. И еще 5 лет все подобные транспортные пути в Европе строились по схемам Пироцкого. А миллионы заработали братья Сименсы…
В России же надолго забыли об изобретении, гоняя на конке и повозках на паровых двигателях. Лишь спустя 10 лет, в феврале 1891-го, выдающийся инженер-мостостроитель и предприниматель генерал Аманд Струве получил в Киевской думе разрешение на строительство трамвайной линии. И через полгода на месте сегодняшнего Владимирского спуска появились рельсы, а 1 июня 1892 года тут запустили первый электрический трамвай.
В Москве он пошел только в 1899 году. А в Петербурге на улицах трамвай появился лишь в 1907-м, через 27 лет после его изобретения Пироцким!
Лишился жилья из-за ошибки в фамилии
О личной жизни Федора Пироцкого ничего не известно. Видимо, он, как и многие другие изобретатели, настолько был озабочен изобретениями, что времени на себя не оставалось. Ведь, помимо трамвая, он еще много чего придумал: доменную печь, различные варианты построек гидроэлектростанций, проект по распределению тока для освещения Петербурга. Много изобретений внедрял на службе в артиллерии. Постоянные командировки не давали даже задуматься о жене и детях. Последним его местом службы была Ивангородская крепость в Варшаве, откуда в 1888 году его в чине полковника отправили на пенсию. Причем досрочно. Причины неизвестны. Но в итоге, не дослужив пару месяцев до 25-летнего стажа, Пироцкий получил урезанную пенсию, которой с трудом хватало только на пропитание и оплату жилья.
 |
|
Памятник Пироцкому есть в белорусском Витебске, но нет в родной стране.
|
|
Не зная, что делать с этим мизером в столице, Федор Аполлонович отправился в имение своего дяди на Херсонщину, доставшееся ему по наследству. Но после длинных судебных разбирательств он так и не получил жилья. Дело в том, что еще во время учебы его фамилию исковеркали и вместо Пироцкого в документах записали Пероцким. Скромному изобретателю ничего не оставалось, как уехать и поселиться в гостинице в Олешках (сейчас Цюрупинск Херсонской области).
Похороны в кредит
После смерти (28 февраля 1898 года) о Пироцком таки узнали в округе. В мае того же года газета «Юг» опубликовала заметку о Федоре Аполлоновиче: «Никаких денег при нем не нашли, и знакомые устроили ему похороны в кредит, в счет описанного и позже проданного имущества... На площади с молотка продавались его вещи. Всего было выручено 65 рублей… Непроданными остались 5 ларей, 4 чемодана и 3 ящика: все это наполнено деловыми бумагами, картинами, книгами». После этого о Пироцком забыли на долгие годы…
P.S. В Украине ни одна улица не носит его имени, нет памятников Пироцкому даже в Киеве. Да что там - не осталось ни одного нормального фото этого удивительного человека!
Самая полная информация о нем, пожалуй, есть в Питере и Киевском музее электротранспорта.
Сегодня немногие украинцы, садясь в старый потрепанный трамвай (других у нас отродясь не водилось), знают: этим изобретением нашего земляка вот уже более 130 лет пользуется весь мир.
Теперь об этом знаете и вы.
 |
|
Директор музея электротранспорта Лидия Ливинская и покажет, и расскажет о трамваях все.
|
|
Как создавался первый электровагон
Все лето 1880 года Пироцкий переделывал один из вагонов конной железной дороги, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колесам. Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция, и 22 августа (3 сентября по новому стилю) впервые не только в России, а во всем мире «был двинут» (как писали тогда в газетах) настоящий вагон. Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок.

К сожалению, для совершенствования конструкции трамвая у Пироцкого не было средств. Но его идеи были подхвачены за рубежом. Например, Карл Сименс тщательно изучил работы Пироцкого, перечертил схемы и задавал ему множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом «Динамо-электрическая машина и применение ее на железных дорогах». В 1881 году их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого.