Химическая предыстория фотографии начинается в
глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет
человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая
история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света,
заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое
изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на
солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через
небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки.
Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца,
зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.
В 1725 году А.П. Бестужев-Рюмин (1693—1766) химик-любитель,
впоследствии политический деятель и Иоганн Гейнрих Шульце (1687-1744),
физик, профессор Галльского университета в Германии обнаружили, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный
свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь,
защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл
несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и
накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались
фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Профессор Шульце опубликовал
полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение
пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений,
открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели
к изобретению фотографии. В 1818 году русский ученый X. И. Гротгус (1785—1822) продолжил изучение и установил влияние температуры на поглощение и излучение
света.
Первая фотография в мире, «Вид из окна», 1826
Вид из окна на Le Gras, первая из фотографий, созданная Нисефором Ньепсом в 1826-1827 году, Сен-Лу-де-Варенн. Использовалась пластина, сделанная из сплава олова со свинцом и покрытая асфальтом. Размер 20×25. Из-за 8-часовой экспозиции, здания освещаются солнцем справа и слева.
Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore
Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории
фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой
тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком
солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось
рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в
любом числе экземпляров.
В 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Пластина обрабатывалась парами йода, в
результате чего покрывалась светочувствительным слоем иодида серебра. После
тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества — хорошо проработанные
детали как в светáх, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия.
Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ
получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта
технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков
(позитивы печатались на аналогичной бумаге). При этом экспозиция длилась около часа.
Кроме того, в 1833 году метод получения фотографии при помощи нитрата серебра опубликовал франко-бразильский изобретатель и художник Эркюль Флоранс. Свой метод он не
запатентовал и в дальнейшем не претендовал на первенство.
Сам термин «фотография» появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома — английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер.
Текстовое содержимое доступно в соответствии с лицензией Creative Commons Attributions-ShareAlike (CC-BY-SA)
Источник: Википедия
|